Электрические машины и их реалии в России
Ситуация в российском сегменте электромобилей остается непредсказуемой, с постоянными изменениями в правилах и нормативах со стороны государства. Это создает серьезные препятствия и шанс на развитие для покупателей. В этом году, с 1 января, разминутый для утилизации сбор на электротранспорт резко подскочил с 32 600 до 667 400 рублей. Результатом таких изменений стало снижение коммерческой активности: продажи сократились с 3844 машин до 1854 с начала года до марта. Последующий мониторинг показал, что во втором квартале отметился небольшой рост до 2546 продаж, а последние данные за третий квартал составили уже 3586 электромобилей.
Вопрос дальнейшего роста остается открытым. В предыдущем году продажи стабилизировались в районе 1200 авто в месяц ближе к декабрю. На протяжении 2023 года в апреле было зарегистрировано 795 электромобилей, с увеличением до 1257 в июле. Сравнив с 2025 годом, можно заметить, что запасы старых машин еще не распроданы. Следует также учитывать, что, даже если с 1 ноября утильсбор станет выше, уровень спроса может оставаться на уровне 1000-1200 штук.
Третьи квартальные продажи дают полное представление о положении дел: Zeekr с 891 автомобилем по-прежнему остается на первом месте. При этом их рыночная доля за последнее время сократилась с 38% до 25%. Москвич 3е обрел вторую позицию, продав 430 автомобилей, но Evolute и Amberauto показывают медленные темпы. У Tesla, BYD и аналогичных компаний также нет явных изменений.
Так или иначе, реальное положение электромобилей после внедрения новых правил утилизации остается под вопросом. При оптимизме, можно ожидать успехи новичков на рынке, таких как Eonyx М2, и анализировать сбытовые результаты всех участников.